Инженерные изыскания линейных сооружений. Инженерно-геодезические изыскания трасс линейных сооружений Инженерно-геодезические изыскания для строительства линейных сооружений

Состав геодезических изысканий для линейных объектов, оформление исполнительной документации и соблюдение норм строительства. Ответственность за нарушение технического регламента в инженерной геодезии.

Линейными объектами называются инженерные сооружения длина которых значительно превышает ширину. Они бывают наземными, подземными и воздушными (надземными) и согласно Градостроительного кодекса и ФЗ № 172 от 21 декабря 2004 года, к ним относят: сети инженерно-технического обеспечения, автомобильные трассы, железные дороги, трубопроводы, газопроводы, линии электропередач и теплосети.

Проектирование и строительство таких инженерных сооружений имеет государственное значение. Этапы разработки проекта регулируются на законодательном уровне, поэтому требования к качеству изысканий и точности геодезических работ для линейных объектов определены нормами и стандартами СНиП и ГОСТ.

Инженерная геодезия для строительства линейных сооружений

От качества разработки разделов проектной документации и проведения трассирования линейного инженерного сооружения зависит процесс будущего строительно-монтажных работ и процесса эксплуатации.



Состав геодезических работ и картографии охватывает полный цикл создания линейных объектов:

  • сбор данных по изысканиям предыдущих периодов;
  • привязка к точкам государственной геодезической сети (ГГС);
  • топосъемка территории для выбора места трассы;
  • создание геоподосновы для проектирования объекта;
  • камеральное и полевое трассирование;
  • вынос в натуру проектных осей и закрепление их на местности;
  • разбивка с установкой координат стыковочных пунктов;
  • исполнительные съемки подземных коммуникаций;
  • геодезический мониторинг соответствия геометрических параметров проектным значениям.

Процесс отличается трудоемкостью и масштабностью, поэтому уровень качества напрямую зависит от степени подготовки специалистов. Компания «Промтерра» выполняет все топографические работы, связанные с линейными инженерными объектами, используя современное оборудование и инновационные технологические решения.

Оформление отчетной документации по проектированию

После окончания инженерно-геодезических, геологических и экологических изысканий специалисты оформляют пакет проектных документов. В его состав входят: пояснительная записка, проект полосы отвода с характеристикой трассы, детальное описание существующей инфраструктуры для организации планируемого строительства.




Также включаются сметы расходов, анализ состава грунтов, рекомендации по охране окружающей среды и пожарной безопасности и других документов, предусмотренных законодательными нормами.

Утверждение и согласования в государственных органах

Проектная документация, содержащая разделы с инженерными изысканиями в области геодезии для железных дорог , геологии и экологии систем коммуникаций, в обязательном порядке подается на экспертизу. Суть процесса заключается в сравнении предоставленных разработок техническими регламентам и государственным стандартам. Если экспертиза была пройдена успешно, то застройщик получает разрешение на начало строительства. До этого момента должны быть урегулированы все вопросы относительно прав владения на землю.



Согласование инженерных линейных сооружений требуется когда проектируются:

  • ЛЭП, линии телефонной связи и оптиковолоконной информатизации;
  • железнодорожные пути, объекты метрополитена и троллейбусные линии;
  • инженерные объекты для систем газоснабжения, электроснабжения, связи;
  • мосты, эстакады и туннели для транспортной инфраструктуры;
  • нефте-, газо- и другие трубопроводы для водоснабжения, канализации, отопления;
  • коммуникационные сооружения мусороудаления;
  • сети кондиционирования и вентиляции воздуха;
  • фуникулеры и системы вертикального транспорта (лифтовые шахты, эскалаторы);
  • автодороги любой категории, автомобильные трассы и шоссе.

В процессе реализации проекта надзирательные органы следят за соблюдением технического регламента. При выявлении нарушений в сфере инженерной геодезии, экологии и геологии строительство линейного объекта может быть приостановлено.

Геодезические изыскания для линейного объекта

Перед специалистами, которые проводят работы в сфере прикладной инженерной геодезии , стоит главная задача – качественное выполнение всех этапов сопровождения предпроектных и строительных работ. Нарушение стандартов и норм преследуется законом, поэтому подрядчики и застройщики несут ответственность не только за результаты проектирования и строительства линейного сооружения, но и за их эксплуатацию.




Компания «Промтерра» четко следует установленным законодательным стандартам. Специалисты ответственно выполняют весь цикл геодезических изысканий с целью создания проекта и последующего строительства с гарантиями качества и надежности. Все проекты успешно проходят согласования в органах государственного регулирования.

2. Инженерно-геодезические изыскания для строительства линейных сооружений

Расчет основных элементов горизонтальных круговых кривых.

Основными элементами круговой кривой являются:

1. Угол поворота ц - угловая величина отклонения трассы от первоначального направления. 2. Радиус кривой R, определяющий кривизну сопряжения в плане.

3. Тангенс Т - расстояние от вершины угла поворота ВУ до точек начала кривой НК или конца кривой КК.

4. Длина кривой К - длина дуги между началом и концом кривой.

5. Домер Д - линейная разность между суммой двух тангенсов и длиной кривой.

6. Биссектриса Б - расстояние по биссектрисе внутреннего угла от вершины угла поворота до точки середины кривой СК.

Расчет пикетажных значений главных точек кривых.

Главными точками круговой кривой являются точки начала кривой НК, ее середина СК и конец кривой КК. Пикетажные значения главных точек кривых вычисляются по формулам:

Для контроля вычислений пикетажные значения СК и КК находятся дополнительно по формулам:

КК=ВУ+ Т-Д

Пикетажные значения главных точек кривых, полученные по основной формуле, заносятся в ведомость прямых и кривых.

Ведомость прямых и кривых.

Зная румб начального направления, пикетажные значения вершин углов поворота и точек начала и конца обеих кривых, название (правый и левый) и величину углов поворота, составляют ведомость прямых и кривых, которая необходима для контроля всех вычислений, связанных с положением трассы в плане. Кроме того, она является основным документом для разбивки трассы на местности.

2. Нивелирование трассы

При нивелировании из середины в точках А и В устанавливают отвесно нивелирные рейки, а нивелир устанавливают между этими точками (на одинаковом расстоянии от них), не обязательно в створе линии. Точку постановки нивелира называют станцией. При нивелировании используют обычно двухсторонние рейки, на черно-белой стороне рейки отсчеты начинаются с нуля, а на красно-белой стороне - с произвольного отсчета, значение которого больше, чем максимальный отсчет по черно-белой стороне. Начальный отсчет по красно-белой стороне называют пяткой рейки, и его значение используется при контроле снятия отсчетов на станции. Если при нивелировании используются односторонние рейки, то на станции нивелирование выполняют дважды при разных высотах инструмента.

Превышение h на станции вычисляют по формуле:

где а - отсчет по задней рейке;

b - отсчет по передней рейке.

При нивелировании по двухсторонним рейкам на станции получают два превышения:

h ч =a ч -b ч

Контроль:

Контроль снятия отсчетов производится по пяткам реек:

Пятка a =a к -a ч

Пятка b =b к -b ч

Контроль нивелирования производится по формуле:

|h ч |-|h к | ? 5 мм

Если условие выполняется, то на станции вычисляют среднее превышение:

h ср = (h ч +h к) / 2

Вычисление отметок связующих точек производится по формуле:

H i =H i-1 +h i-1;i

H Rp1 =101.618 м

H Rp 2 =108.128 м

Контроль: получение отметки Rp2.

Если имеются промежуточные точки, то для этих станций вычисляют горизонт инструмента:

ГИ=H з +b ч или ГИ=H п +a ч

Где H з - отметка задней точки;

b ч - отсчет по черной стороне на заднюю точку;

H п - отметка передней точки;

a ч - отсчет по черной стороне на переднюю точку.

Отметку i промежуточной точки вычисляют по формуле:

H пром(i) =ГИ-О пром(i)

Где О пром(i) - отсчет на i-ю промежуточную точку, взятый по черной стороне рейки.

3. Вычисление проектных отметок.

Проектные отметки считаются по формуле:

H проект. i =H прокт. i -1 + i*d,

где i - уклон трассы,

d - горизонтальное положение между точками.

H пр.0 =ПК0+1=101.41

H пр.1 =H пр.0 +(-0,0095)*100= 100.46

H пр.2 =H пр.0 +(-0,0095)*200=99.51

H пр.3 =ПК3+1.5=98.54

H пр.3+10 =H пр.0 +(-0,0095)*310=98.47

H пр.4+60 =H пр.4 +(0,023)*60=99.85

H пр.5 =H пр.4 +(0,023)*100=100.77

H пр.6 =H пр.5 +(0,023)*100=103.07

H пр.7 =ПК7-1=105.48

H пр.8 =H пр.7 +(0,0074)*100=106.22

H пр.9 =H пр.8 +(0,0074)*100=106.96

В точке ПК3+10 i=0, следовательно, все точки на этом участке будут иметь одинаковые отметки =ПК3+10.

Результаты вычислений приведены в продольном профиле трассы.

Геодезические изыскания для строительства дорог

Изучение геологических процессов на территории Самарской области

Для комплексного изучения современного состояния инженерно-геологических условий территории, намеченной для строительства...

Вытянутые искусственные сооружения называются линейными, например, линии электропередачи, связи, трубопроводы (водопровод, газопровод, канализация и др.), каналы, дороги (автомобильные, железные). Ось линейного сооружения...

Изыскания трасс линейных сооружений

Для составления проекта необходимо знать точное расположение будущей трассы на местности, иметь ее профиль, знать геологические и гидрологические условия по трассе, особенно на неблагоприятных участках (овраги, карсты, оползни, болота)...

Изыскания трасс линейных сооружений

Основная задача при, проектировании сооружений линейного типа независимо от их назначения сводится к определению на местности положения оси сооружения (трассы) в плане и по высоте. Проектирование протяженных инженерных сооружений...

Инженерно-геодезические изыскания

Инженерно-геодезические изыскания для строительства

1. Составление топографического плана участка Исходные данные. Координаты исходных пунктов п/п. 84 и п/п. 83, а так же начальный и конечный дирекционные углы выдаются по вариантам: Xп/п84=428.820 м; Yп/п84=711.425 м; Xп/п83=361.690 м; Yп/п83=855...

Инженерное обеспечение строительства

Работы по созданию планового съемочного обоснования делятся на полевые и камеральные работы. В состав полевых работ при создании планового и высотного съемочного обоснования входит: 1. Рекогносцировка...

Нормативно-правовые аспекты осуществления деятельности по инженерной геодезии

Настоящие строительные нормы и правила Российской Федерации разработаны на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации и содержат общие положения и требования к организации и порядку проведения инженерных изысканий...

Общая характеристика инженерно-геологических изысканий и исследований

Данный вид изысканий для строительства выполняется для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей природной среды под влиянием антропогенной нагрузки с целью предотвращения...

Особенности работы с геодезическими приборами

Природные и антропогенные условия строительства линейных сооружений в районе Большого Сочи

8.1. Общие сведения

Изыскания являются основой проектирования. Различают изыскания экономические и инженерно-строительные. Экономические изыскания выполняются в целях технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства отдельных объектов в данном районе. На стадии ТЭО используются топографические карты мелких масштабов 1:25000 – 1:100000.

Инженерно-строительных изысканий несколько видов. Геодезические, геологические, гидрологические, метеорологические, почвенные, климатологические, изыскания местных строительных материалов и др.

Состав инженерно-геодезических изысканий: 1) составление топографических планов строительных участков; 2) составление продольных профилей линейных сооружений (подъездных путей, подземных и воздушных коммуникаций); 3) создание разбивочной основы; 4) согласование с другими организациями вопросов подвода воды, электроэнергии, газа.

Топографические планы являются основой горизонтальной и вертикальной планировки. Методика их составления изложена в теме «Топографические съемки». Продольные профили линейных сооружений служат основой проектирования трасс по высоте. Линейные изыскания базируются на методике угловых, линейных и высотных измерений, тема «Геодезические измерения». Разбивочная основа необходима для последующего переноса на местность проекта застройки. На строительных участках в основном плановая основа строится в виде теодолитных ходов, высотная основа – нивелирными ходами. Согласование вопросов с другими организациями носят юридический характер; в основном вопросы по отводу земель.

Масштабы съемок, полнота и точность съемок зависят от стадии проекта. Для разработки генерального плана, на котором размещаются все проектируемые сооружения и коммуникации, составляются топографические планы масштаба 1:2000 – 1:5000 (в зависимости от охватываемых строительством площадей). В дополнение к генплану составляется строительный генеральный план, на котором в пределах границ строительного участка показываются, кроме основных сооружений, все временные производственные здания, места складирования материалов и др. На стадии рабочих чертежей необходимы топографические планы в крупных масштабах: 1:500 – 1:1000. По этим планам составляются проекты вертикальной планировки.

По составленным рабочим чертежам и построенной разбивочной основе (координаты и высоты точек вычислены) производится подготовка данных для переноса проекта застройки на местность. Сущность подготовки – вычисление координат точек пересечения осей зданий, сооружений (осевые точки ).

8.2. Геодезические работы при изысканиях сооружений линейного типа

Наиболее сложный комплекс геодезических работ выполняется при изысканиях автомобильных дорог. В промышленном и гражданском строительстве это подъездные пути к строительным площадкам (автомобильные дороги небольшой протяженности). В отличие от линий канализаций, водопроводов, связи, каналов, электролиний и др., при строительстве автомобильных дорог в углы поворота вписываются круговые кривые. Таким образом, трасса автодороги это совокупность прямых и кривых участков. Поэтому в дальнейшем будут излагаться работы применительно к изысканиям и проектированию автодороги.

Трассой называется ось линейного сооружения. Различают камеральное трассирование и полевое трассирование . Камеральное трассирование выполняется по карте масштаба 1:10000. На карте намечаются углы поворота трассы, которые измеряются транспортиром. Длины линий – циркулем и линейкой. Отметки точек трассы через каждые 100 м определяют графической интерполяцией по горизонталям. Обсчитывают объемы и стоимость работ. Намечают на карте три варианта. Оптимальный вариант переносят с карты на местность. Углы поворота трассы переносят на местность либо по

координатам, либо привязкой к местным предметам и закрепляют столбами (трубами). И далее выполняют полевое трассирование.

При строительстве автодорог небольшой протяженности сразу производится полевое трассирование . Обследуется местность, намечаются углы поворота трассы, закрепляются знаками. По закрепленной на местности трассе выполняются следующие геодезические работы.

Угловые измерения

Теодолитом Т30 или Т15 измеряют углы правые по ходу, рис.43, одним приемом. По углам вычисляют углы поворота трассы : правые углы поворота = 180 - , левые углы  = - 180 . В начале трассы (НТ) определяют направление о (либо привязкой к пунктамгеодезической сети,

либо ориентированием по Солнцу). По углам вычисляют дирекционные углы последующих направлений: 1 = о + 1 , 2 = 1 -  2 и т.д.

Длины линий измеряют лентой (рулеткой) в одном направлении. При измерении ленту удерживают на глаз горизонтально, получая непосредственно горизонтальное проложение. Через каждые 100 м горизонтального прложения отмечают точки – пикеты (ПК). ПК0 совмещают с НТ и далее ПК1, ПК2, …, в результате чего номер ПК обозначает число сотен метров от НТ (ПК5 = 500 м от НТ). Пикеты закрепляют колышками: один вровень с землей – точка , другой рядом на 25-30 см выше земли – сторожок . На сторожке пишется номер ПК. Этот процесс называется разбивкой пикетажа .

Характерные точки рельефа между пикетами (перегибы скатов) отмечают плюсовыми точками, рис.44, а. Плюсовые точки закрепляются также как и пикеты. На сторожке пишется номер заднего пикета и расстояние от него.

На затяжных уклонах ленту укладывают по наклонной поверхности, угол наклона измеряют теодолитом и вычисляют наклонное расстояние: D = dCos , рис.44, б.

а– разбивка плюсовой точки ПК1+60;

б – разбивка ПК на наклонном участке

100м× Cos

При проходе трассы по косогору с поперечным уклоном более 0.2 на местности разбиваются поперечники – перпендикулярные к трассе линии. Поперечники разбивают на пикетах или плюсовых точках влево и вправо от оси трассы до 25 м, рис.45. По поперечникам строят поперечные профили, по которым вычисляют объемы насыпи (выемки) между смежными поперечниками.

Одновременно с разбивкой пикетажа ведется съемка ситуации местности шириной до 200 м в обе стороны от трассы способом перпендикуляров. Длины перпендикуляров до 20 м измеряют рулеткой, дальше – на глаз. Результаты разбивки пикетажа и съемки ситуации записываются в журнал, который называется пикетажным .

При строительстве автодорог прямые участки сопрягаются круговыми кривыми радиуса R, которые задают, исходя из условий местности и технических условий (ТУ) эксплуатации дороги. При подходе к вершине угла первого поворота (ВУ1) производится расчет и разбивка на местности первой кривой. Продолжение трассирования ведется от конца кривой.

Расчет и разбивка круговой кривой

Кривая на местности обозначается тремя главными точками: начало кривой (НК), середина кривой (СК), конец кривой (КК), рис.46.

НК и КК построим, если от ВУ назад и вперед рулеткой отложить отрезок Т , называемым «тангенсом ». СК определяется отложением рулеткой по направлению биссектрисы (ВУ – центр кривой О) отрезка Б , называемым «биссектрисой ». Направление ВУ-О определяется теодолитом построением угла  2. Разность хода по ломаной линии и по кривой называется «домером» Д=2 T – К. Величины Т, К, Б, Д называются основными элементами кривой. Вычисляются они по аргументам R и по формулам, которые легко выводятся по рис.46:

T = R tg(/2); K = R  РАД = R  0 / 0 ; Б = R (1/cos(/2) – 1),  0 = 57.2958 0 – число градусов в одном радиане.

Главные точки кривой закрепляются, как и пикеты. Вычисляются их пикетажные значения по формулам, вытекающим из рис.46: НК= ВУ – Т, КК = НК + К, КК = ВУ + Т – Д -контроль. Подписываются на сторожках.

Часты случаи, когда на кривые попадают пикеты. Возникает задача разбивки пикетов на кривых.

Разбивка пикетов на кривых

Обычно разбивка производится методом прямоугольных координат, рис.47.

Вычисляют прямоугольные координаты х и у разбиваемого пикета ПК n в системе координат НК, если пикет располагается до СК, и в системе координат КК, если пикет находится за СК. Значение х откладывают от НК (или от КК) по направлению на ВУ и по перпендикуляру - значение у . Формулы вычисления х и у легко выводятся из рис.47: x = R sin ; y = R (1– cos ) , где 0 = (k / R ) 0 ,

k = ПК n - НК (или k = КК – ПК n ). Вычисления в полевых условиях проще вести на МК.

При выполнении строительных работ кривые детально разбиваются через заданный интервал, например, через 10 м. Детальная разбивка производится преимущественно способом прямоугольных координат. Расчет х и у для к=10, 20, 30 и т. д. м ведется по приведенным формулам.

Закончив разбивку первой кривой, ведут дальнейшее трассирование от КК до следующей ВУ, на которой выполняют аналогичные разбивочные работы. По пикетным значениям НК и КК смежных кривых вычисляют длины прямых вставок Р : Р i =НК i –КК i -1 . При строительстве автодорог длины Р i должны быть больше 50 м. При Р i 50 м изменяют значение R и производят новый расчет.

Нивелирование трассы

После плановой разметки трассы на местности производят техническое нивелирование обозначенных точек. Нивелирный ход прокладывают либо разомкнутый между двумя реперами с известными отметками, либо прямо и обратно, образуя замкнутый ход, если отметки точек вычисляются в частной системе высот. В первом случае невязку в превышениях вычисляют как f h = h – (H Рп 2 - H Рп 1 ) , во втором случае - f h = ( h ) ПР + ( h ) ОБР . (Знаки превышений прямого и обратного ходов противоположны). Допустимую невязку в ходах рассчитывают по формуле доп. f h = 50 мм L , где L – число км в ходе. При двойном нивелировании L = L ПР + L ОБР . Если L ПР = L ОБР , то L = L ТР 2 , где L ТР - число км трассы.

Связующими точками при нивелировании служат пикеты, плюсы, х – точки. Иксовые точки в качестве связующих используют при нивелировании крутых скатов, когда с одной станции

невозможно измерить превышение между пикетами, рис.48. Точки х выбирают произвольно (на х расстоянии от пикета и не обязательно в створе трассы) и закрепляют одним колышком.

При двойном нивелировании трассы в прямом ходе нивелируют все точки трассы, в обратном ходе – только связующие точки.

Поперечники могут нивелироваться одновременно с нивелированием точек трассы. При крутых поперечных скатах по поперечникам прокладывают свои нивелирные ходы, включающие точки трассы как исходные для последующих вычислений.

Вычислительную обработку нивелирования трассы ведут по правилам темы «Нивелирные ходы». По данным нивелирования составляют продольный и поперечные профили.

Составление продольгого и поперечных профилей

Горизонтальный масштаб продольного профиля 1:5000 (один пикет – 2 см) для незастроенных территорий с равнинными формами рельефа с небольшим количеством плюсовых точек, 1:2000 (один пикет - 5 см) в пересеченной местности с большим количеством плюсовых точек, 1:1000 (один пикет – 10 см) для застроенных территорий. Вертикальный масштаб во всех случаях в 10 раз крупнее горизонтального.

Под основанием профиля строится профильная сетка . Вид ее зависит от типа проектируемого линейного сооружения. Для автодорог – один вид сетки, для каналов – другой вид, для линий подземных коммуникаций – третий и т.д.

Поперечные профили строят в одном масштабе для горизонтальных и вертикальных расстояний. Обычно в масштабе 1:200.

Беспикетный способ трассирования

Трассирование с разбивкой пикетажа является трудоемким процессом. Необходимо заготовить много колышков; забивка колышков в твердый грунт, песчаный грунт проблематична. Процесс расчета кривых в полевых условиях даже на МК трудоемок. При Р i  50 м необходим перерасчет кривой и даже пере разбивка предыдущей кривой. Существенное сокращение объемов полевых работ и вычислений дает бес пикетный способ трассирования.

На местности закрепляют столбами вершины углов поворота. По ним прокладывают теодолитный ход. Измеряют углы поворота и длины линий. Применение светодальномеров, лазерных дальномеров позволяет существенно упростить процесс линейных измерений при высокой их точности. Намечают радиусы круговых кривых. Далее, в вычислительном центре на ЭВМ производят в автоматическом режиме полный плановый расчет трассы. Если на каком-то участке трассы появится Р i  50 м, то изменяют радиусыкривых и новый расчет.

В поле по данным планового расчета разбивают начала и концы кривых, которые закрепляют знаками. Они будут обозначать створ трассы. Если длина прямой вставки больше 500 м, то в ее створе устанавливают дополнительный знак. По обозначенной створными знаками трасе прокладывают нивелирный ход. Нивелируют только характерные точки рельефа. Можно устанавливать нивелир в створе трассы и расстояние от него до реек определять нитяным дальномером. Можно устанавливать нивелир вне створа трассы и тогда расстояния между связующими и промежуточными точками измерять рулеткой. Нивелируемые точки обозначаются расстояниями от начала трассы. Например, задняя точка 340 м, передняя точка 455 м, промежуточные точки 382 и 431 м.

В связующих точках рейки устанавливают на переносные костыли (железнодорожный костыль с кольцом из проволоки), забиваемым вровень с землей. После взятия отсчетов костыль вместе с рейкой переносят в следующую точку. В промежуточных точках рейку устанавливают непосредственно на землю.

Вычислительную обработку нивелирного хода выполняют на микрокалькуляторе или ЭВМ. Отметки точек кратных 100 м (пикеты) определяют линейной интерполяцией. Дальнейшее построение профиля, как и при трассировании с разбивкой пикетажа.

В данной статье пойдет речь об инженерных изысканиях для линейных сооружений . К линейным сооружениям относятся автомобильные дороги, железнодорожные полотна, трубопроводы, линии электропередач, канализационные линии и т.д. При проведении инженерных изысканий для строительства линейных сооружений прежде всего определяют плановое и высотное положение ориентира - трассы. (Более подробно о геодезических изысканиях можно прочитать в статье).

Элементы трассы (элементы линейных сооружений). Трасса - это условная линия, которая определяет ось проектируемого линейного объекта. Трасса наносится на топографический план, карту, обозначается отметками на местности. Основными элементами трассы являются: план и продольный профиль. План - это проекция трассы на горизонтальную плоскость. Для трассы важно, чтобы с учётом реальных условий местности, план трассы был прямолинейным, отклонение от прямолинейности приводит к удлинению трассы и увеличению затрат на её строительство и эксплуатацию. Продольный профиль - это вертикальный разрез трассы по проектируемой линии сооружения. В продольном профиле трассы должен быть задан определённый допустимый уклон. На местности в реальных условиях трудно выдержать требования и к плану и к профилю. В горизонтальном плане приходится изгибать трассу для обхода препятствий, участков с неблагоприятными геологическими и гидрогеологическими условиями, большим уклоном в рельефе. Таким образом, план трассы будет разбит на прямолинейные участки, соединённые кривыми линиями разных радиусов. Продольный профиль трассы состоит из линий с разными уклонами, которые соединены между собой вертикальными кривыми. Трассы для линий электропередач, канализационные трассы, представляют собой пространственную ломанную линию. В зависимости от назначения трассы к ней применяются различные технические требования. При проектировании трасс для автомобильных дорог основными требованиями являются безопасность движения, плавность трассы. Поэтому при проведении инженерных изысканий линейных сооружений для дорожных трасс проектируются минимально допустимые уклоны и максимально возможные радиусы кривых. Для трубопроводов и самотечных каналов необходимо рассчитать проектные углы с учётом допустимых скоростей движения воды.

Трассирование линейных сооружений

Комплекс инженерных изысканий , проводимых при проектировании и строительстве линейных сооружений (трасс) называют трассированием. При трассировании исследуют плановые (горизонтальные) и профильные (высотные) параметры. К плановым параметрам относят радиусы горизонтальных кривых, углы поворотов, длины прямых участков, длины переходных кривых. К профильным параметрам относят продольные уклоны, радиусы вертикальных кривых, длины элементов в профиле (шаги проектирования). Оптимальную трассу определяют путём технико - экономического сравнения имеющихся вариантов. Если трассы сравнивают по топографическим планам или аэрофотоматериалам, то трассирование называется камеральным. Если трассирование проводится непосредственно на местности, то трассирование называется полевым.

Этапы трассирования линейных сооружений

Технология инженерных изысканий линейных сооружений выполняется по стадиям. На стадии технико-экономического обоснования выполняют рекогнасцировочные работы. Как правило, их проводят камеральным методом, изучая существующие по району изысканий материалы инженерно - геологических съёмок, топографические карты, результаты изысканий прошлых лет. Сопоставляя все данные, на карте намечают несколько вариантов будущих трасс, по каждой из которых составляют продольный профиль. Сравнивая технико - экономические параметры каждого варианта, выбирают лучшие для дальнейшего исследования в полевых условиях и разрабатывают техническое задание для проектирования. На стадии инженерных изысканий под проект в соответствии с направлением трассы выполняют детальное камеральное и полевое трассирование. Целью этих работ является сбор материалов для выбора наилучшего варианта трассы и разработки технического проекта этого варианта и сопутствующих трассе сооружений. При разработке рабочего проекта трассы выполняют предпостроечные полевые изыскания: вешение линий, измерение углов и сторон хода по трассе, нивелирование, закрепление трассы, разбивку пикетажа и поперечных профилей. Геодезическая фирма ГеотопОснова - надежный производитель инженерных изысканий для автодорожных и строительных организаций.